【КОММЕНТАРИЙ】 Страна балансов: Япония в «игре санкций»
Что делать, когда хочется, но не можется? Или можется, но «партнеры» не дают? Японские власти знают ответ: «Балансируй!» Однако насколько возможна такая политика в условиях постепенного, но все же неуклонного охлаждения отношений между Россией и Западом?
Очередной шаг в санкционной игре был ожидаем. Вслед за западными партнерами Япония 9 декабря ввела санкции против Донецкой и Луганской народных республик. Об этом объявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга.
Меры касаются 26 человек и 14 организаций, «причастных к дестабилизации ситуации на Востоке Украины, а также к проведению выборов в указанных республиках». Физическим лицам запрещается въезд на территорию Японии, активы лиц юридических - в случае если они оказываются на территории Страны восходящего солнца – замораживаются.
«Мы ставим перед собой целью вместе со странами «большой семерки» (G7) добиться мирного, дипломатического решения для ситуации, сложившейся на Украине», - отметил генеральный секретарь японского правительства Ёсихидэ Суга. И тут же добавил: принятые меры влияния на предстоящий визит российского президента Владимира Путина не окажут.
В переводе с «японского дипломатического» это означает: «Пожалуйста, не расстраивайтесь, мы всего лишь делаем то, что обязаны». Здесь необходимо учитывать все: и тон высказываний, и само содержание санкций.
Любопытно, что японская пресса вторит лидерам и старается в массе своей избегать оценочных высказываний в адрес России и даже Новороссии (выражение 親ロシア派 - «пророссийские силы» - часто встречается в японской прессе). Всё – подчеркнуто сухо: «потребовавшие независимость», «вносящие нестабильность».
Санкции принимаются с такой же скромностью: не нужно быть экспертом, для того чтобы понять: никаких активов у властей ДНР или ЛНР на японском архипелаге не было и быть не может. Против России меры так же не жесткие: в прошлые пакеты санкций входили ограничения в операциях с ценными бумагами для пяти российских банков – Сбербанка, ВТБ, ВЭБа, Газпромбанка и РСХБ. Также были заморожены переговоры по инвестиционному партнерству, длившиеся не один месяц.
На этом пункте стоит задержаться. Несмотря на то, что Россия и Япония официально мирного договора так и не подписали, отношения между двумя странами в последние годы «теплели».
В 2013 году товарооборот достиг рекордных $33,2 млрд, что вывело Японию на седьмое место среди торговых партнеров России. В планах – во всяком случае до определенного момента – значилось разительное увеличение показателя – до $50 млрд уже через три года, то есть, к 2017-ому.
Главное направление японского экспорта в нашу страну – высокие технологии: в нефтехимии, машиностроении и химической промышленности. Мы же поставляем японцам в основном сырье: нефть, сжиженный природный газ и уголь.
Санкции приостановили и еще один проект, важный в первую очередь для Японии. Страна в последнее время всерьез задумывалась о трубопроводе от Сахалина до Хоккайдо, по дну моря. Такой проект смог бы помочь японскому бюджету: природный газ гораздо дешевле СПГ, а после отказа от атомной энергетики страна как никогда нуждается в новых ресурсах.
Новости о том, что страна в проекте заинтересована, как ни странно, продолжали приходить даже после ввода санкций. Вот только в России их уже начали воспринимать «прохладно» - «Газпром» такую схему уже, ну или «пока», не рассматривает.
Япония видит, ну или хотела бы видеть себя сильным игроком на политической арене. Но, к сожалению, в современных условиях без крепкой экономики стать державой даже регионального масштаба довольно сложно. Для этого сначала стране надо разобраться с собственной энергетикой. Здесь вероятны два выхода: либо страна возвращается к мирному атому, что будет критически воспринято общественностью, либо – договаривается о поставках дешевого сырья из России. Ведь при текущей конъюнктуре «американского сланца», на который раньше ставила страна, ждать не приходится: многие американские компании испытывают финансовые трудности из-за низких цен на нефть. Уже в ближайшем будущем вероятна волна банкротств. А тут – не до экспорта.
Именно поэтому стратегия «баланса» для Страны восходящего солнца становится все более трудной задачей. И с жестким "ответом России" страна не торопится. Ведь один неосторожный шаг может привести к потерям в переговорном процессе по энергоресурсам с одним (Россия) или другим (США) партнером. А это означает, что Япония будет отброшена назад в игре за лидерство на Дальнем Востоке, куда более важной для страны, чем чужая «война санкций».
(По материалам газет «Никкэй симбун», «Токио симбун» и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации)